ИКТ-компетентность и ИКТ-грамотность современного педагога. Осенникова Марина Владимировна

Перейти вниз

ИКТ-компетентность и ИКТ-грамотность современного педагога. Осенникова Марина Владимировна

Сообщение автор Оргкомитет в Пн Окт 22, 2012 12:10 pm

ИКТ – КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ИКТ - ГРАМОТНОСТЬ
СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА

Осенникова Марина Владимировна

Без профессионального роста в освоении информационно-коммуникационных технологий и желания их применять в образовательном процессе, не обойтись, ИКТ – компетенция педагога – необходимость, продиктованная временем!
Компетентность, с точки зрения энциклопедии, это «наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области».
Если же мы определяем ИКТ-компетентность учителя, то мы должны понимать, что это не только наличие достаточного уровня ИКТ - грамотности, но еще и применение ИКТ в деятельности, для решения профессиональных, социальных и личностных задач, а также, понимание ИКТ, как основы нового в образовании, направленного на развитие учащихся, как субъектов современного информационного общества, способных к созданию знаний, умеющих оперировать информацией для получения результата.
ИКТ – компетентность учителя регламентируется и на государственном уровне, в частности, в «Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих» есть соответствующие требования:
«Педагогический работник должен обладать информационной компетентностью – качеством действий, обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям, формулировку учебной проблемы различными информационно-коммуникативными способами, квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач, использование автоматизированных рабочих мест учителя в образовательном процессе; регулярная самостоятельная познавательная деятельность, готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности, использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, ведение школьной документации на электронных носителях».
Как показывает практика, не все современные педагоги владеют ИКТ - компетентностью, и это обусловлено целым рядом объективных причин:
• Не все учителя психологически готовы к использованию ИКТ в образовательном процессе, особо при этом приходится отметить педагогов в возрасте, особенно тех, чей профиль преподавания далек от информационных технологий.
• Низкий уровень владения программными средствами для создания собственных электронных средств обучения (презентаций, электронных учебников, тренажеров и т.д.), т. е. приходится признать, что большой процент педагогов получил в свое время документ об окончании курсов по ИКТ достаточно формально.
• Недостаточное количество электронных средств, и, зачастую, недостаточное техническое оснащение учебных учреждений, способных адекватно решать педагогические задачи учителя.
• Отсутствие четких методических рекомендаций по использованию и внедрения в современные образовательные программы имеющихся на отечественном рынке электронных средств обучения.
• Недостаток времени у учителя для создания собственного электронного дидактического материала, а также для изучения, разработки и внедрения новых компьютерных методик обучения, образовавшийся в результате большой загруженности педагога.
Стоит заметить, что, при решении этих проблем, прежде всего, необходимо решить вопрос с достаточно массовой ИКТ – неграмотностью современных педагогических кадров. Очевидным становится то, что не стоит вести разговор о повышении ИКТ – компетентности учителя при отсутствии или низком уровне его ИКТ – грамотности. В школах необходимо начать работу с изучения текущего уровня ИКТ - грамотности учителей. В качестве мониторинга можно, например, провести экзамены или опросы в виде тестирования. Результаты такого исследования помогут определить текущий уровень ИКТ - грамотности педагога. И, в дальнейшем, при получении очередной аттестации ему просто придется овладеть необходимыми знаниями и доказать возможность их применения в практической деятельности.
Следующим этапом станет уже повышение ИКТ - компетентности учителя, для этого необходимо создать новую систему повышения квалификации кадров, проведения обучающих и тематических семинаров на различных уровнях, внедрения работы педагогических мастерских и наставничества, создания творческих групп по обобщению передового опыта. Ведь в сфере образования происходят интенсивные процессы формирования новых информационных ресурсов и предоставления новых образовательных сервисов, в том числе, сетевых. Поэтому процесс подготовки учителей к использованию ИКТ не может носить только единовременный и краткосрочный характер (традиционно учителя повышают квалификацию 1 раз в пять лет). Необходимо создать систему регулярной методической поддержки учителей в области применения ИКТ в обучении.
В то же время, необходимо внедрить механизм поощрения педагогов, овладевших на достаточном уровне ИКТ – компетентностями. В настоящее время в условиях введения новой системы оплаты труда у администрации школы появился действенный механизм стимулирования таких педагогов, но мониторинг этих процессов пока не отработан, критерии оценки эффективности работы учителей в этом направлении не определены. Нужно поощрять не тех, кто сумел скачать из Интернета презентацию и продемонстрировать ее, необходим анализ качества электронных материалов, собранных учителем, проведение анкетирования и оценки ИКТ - компетентности и ИКТ - активности педагогов, учет проведения открытых уроков и мероприятий с применением ИКТ.

Резюме: В статье дается определение понятия ИКТ – компетентности учителя, рассказывается о том, как регламентируется это понятие в «Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих», представлены причины, по которым, на взгляд автора, не все педагогические работники владеют этими компетентностями, а так же предлагаются меры по устранению ИКТ - неграмотности педагога и развитию его ИКТ - компетентности.
avatar
Оргкомитет

Сообщения : 41
Дата регистрации : 2012-10-11
Откуда : Москва

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: ИКТ-компетентность и ИКТ-грамотность современного педагога. Осенникова Марина Владимировна

Сообщение автор Сомова Ольга Владимировна в Чт Окт 25, 2012 12:05 pm

5 баллов.
Спасибо за статью, полностью с Вами согласна, что необходимо создать систему регулярной методической поддержки учителей в области применения ИКТ в обучении.
avatar
Сомова Ольга Владимировна

Сообщения : 33
Дата регистрации : 2012-10-23
Возраст : 45
Откуда : город Москва

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Не стоит изобретать велосипед...

Сообщение автор Светлана Павлова в Чт Окт 25, 2012 1:16 pm

Сомова Ольга Владимировна пишет:5 баллов.
Спасибо за статью, полностью с Вами согласна, что необходимо создать систему регулярной методической поддержки учителей в области применения ИКТ в обучении.
Такие сообщества методической поддержки есть в интернете: Сеть творческих учителей, Сайт информатизации образования МГГУ им. Шолохова, Мастерская дистанционных уроков, Педсовет, Прошколу и т.д. Они замечательно работают, дают возможность каждому педагогу раскрыть свой творческий потенциал и удовлетворить профессиональные амбиции.
avatar
Светлана Павлова

Сообщения : 15
Дата регистрации : 2012-10-23
Возраст : 46
Откуда : Москва

Посмотреть профиль http://dist-tutor.info/

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: ИКТ-компетентность и ИКТ-грамотность современного педагога. Осенникова Марина Владимировна

Сообщение автор Осенникова М. В. в Чт Окт 25, 2012 2:50 pm

В данном случае прежде всего хотелось бы обратить внимание на, достаточно немалую для современной школы, проблему ИКТ - неграмотности педагогов. К сожалению, наблюдаю эту проблему не только в своем коллективе: у всех есть какая-либо "корочка" о получении хотя бы минимума такого образования, но значительная часть учителей не умеет переключать слайды презентации, а слово "Интернет" навевает у них просто ужас.
avatar
Осенникова М. В.

Сообщения : 2
Дата регистрации : 2012-10-24
Возраст : 49
Откуда : ГБОУ СКОШИ № 17

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: ИКТ-компетентность и ИКТ-грамотность современного педагога. Осенникова Марина Владимировна

Сообщение автор Светлана Павлова в Чт Окт 25, 2012 3:24 pm

Согласна с Вами, Марина Владимировна! Называю те сообщества, в которых дают именно знания и вдохновение ... а корочки - это отдельно...
Неграмотность корочки не решают, зато во всех отчетах все будет безупречным, а как на практике волнует только нас с Вами.
avatar
Светлана Павлова

Сообщения : 15
Дата регистрации : 2012-10-23
Возраст : 46
Откуда : Москва

Посмотреть профиль http://dist-tutor.info/

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: ИКТ-компетентность и ИКТ-грамотность современного педагога. Осенникова Марина Владимировна

Сообщение автор Осенникова М. В. в Чт Окт 25, 2012 3:31 pm

Светлана Павловна, спасибо за понимание, проблему считаю действительно актуальной, поэтому и предлагаю проведение мониторинга, который можно, например, приурочивать к очередной аттестации.
avatar
Осенникова М. В.

Сообщения : 2
Дата регистрации : 2012-10-24
Возраст : 49
Откуда : ГБОУ СКОШИ № 17

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: ИКТ-компетентность и ИКТ-грамотность современного педагога. Осенникова Марина Владимировна

Сообщение автор Фадеева Евгения в Чт Окт 25, 2012 3:52 pm

5 баллов.
Согласна с Вами, что проблема ИКТ-компетентности педагогов стоит очень остро.

Фадеева Евгения

Сообщения : 17
Дата регистрации : 2012-10-23

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: ИКТ-компетентность и ИКТ-грамотность современного педагога. Осенникова Марина Владимировна

Сообщение автор Петрова Марина Юрьевна в Чт Окт 25, 2012 6:48 pm

Актуальная статья. Разделяю мнение автора о важности ИКТ-компетенции. Оцениваю в 5 баллов, пока не забыла. Хочу добавить несколько слов, прочитав обсуждение статьи. Современный учитель работает по ученикам и программам, составленным специалистами. И никто не говорит о его профессиональной некомпетенции. Также и ИКТ-компетенция - это умение пользоваться ЦОРами или ЭОРами, созданными разработчиками, заполнить электронный журнал, настроенный администратором, пообщаться в сети (тоже может быть настроена техническим специалистом, ведь мы же общаемся) и т.п. Ведь презентации, скаченны они из интернета или созданны самостоятельно, - это все равно дополнения.
avatar
Петрова Марина Юрьевна

Сообщения : 32
Дата регистрации : 2012-10-23

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Шоакбарова С.И.

Сообщение автор Шоакбарова С.И. в Сб Окт 27, 2012 8:00 am

5 баллов. Интересны Ваши предложения, особенно по поводу стимуляции ИКТ-компетенции педагогов.
Никто еще не отменял принципа материальной заинтересованности работника.
avatar
Шоакбарова С.И.

Сообщения : 37
Дата регистрации : 2012-10-23
Откуда : Москва

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: ИКТ-компетентность и ИКТ-грамотность современного педагога. Осенникова Марина Владимировна

Сообщение автор Наира в Пн Окт 29, 2012 9:49 am

5 баллов. К сожалению, приходится признать, что работать на компьютере могут не все, прошедшие подготовку по ИТ. Но, уважаемые коллеги, пока учитель - предметник не осознает необходимости самостоятельного изучения необходимых ему азов компьютерной грамотности, и не приступит к изучению и применению их, он не научится владеть этим инструментом на должном уровне.
К каждому учителю не приставить специалиста, который будет воплощать его замыслы.
Следовательно, выход один – научиться самим! Можно согласиться с деканом факультета педагогического образования МГУ Н.Розовым, который отмечал: «Мы все прекрасно понимаем, как далеки пока электронные обучающие продукты от идеала. Предстоит пройти долгий путь осмысления, поисков и накопления педагогического опыта, прежде чем компьютерная составляющая образовательного процесса станет равноправным партнером учебнику». Спасибо за статью.
avatar
Наира

Сообщения : 3
Дата регистрации : 2012-10-23

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: ИКТ-компетентность и ИКТ-грамотность современного педагога. Осенникова Марина Владимировна

Сообщение автор Бабикова Л.Е. в Пн Окт 29, 2012 4:16 pm

5 баллов. Спасибо за статью. Актуально. Согласна, что учителям необходима всяческая поддержка в области применения ИКТ.
avatar
Бабикова Л.Е.

Сообщения : 30
Дата регистрации : 2012-10-23

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: ИКТ-компетентность и ИКТ-грамотность современного педагога. Осенникова Марина Владимировна

Сообщение автор Гаврилова Н.В. в Вс Ноя 04, 2012 7:40 pm

5 баллов .
Спасибо за статью. Согласна с Вами, что ИКТ грамотность для современного педагога очень актуальна.
avatar
Гаврилова Н.В.

Сообщения : 27
Дата регистрации : 2012-10-23

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: ИКТ-компетентность и ИКТ-грамотность современного педагога. Осенникова Марина Владимировна

Сообщение автор Спонсируемый контент


Спонсируемый контент


Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения