ИКТ-компетентность и ИКТ-грамотность современного педагога. Осенникова Марина Владимировна
«Умная школа»— шаг в будущее :: Секция № 3. Обеспечение формирования и развития компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий :: Секция № 3. Обеспечение формирования и развития компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий
ИКТ-компетентность и ИКТ-грамотность современного педагога. Осенникова Марина Владимировна
СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА
Осенникова Марина Владимировна
Без профессионального роста в освоении информационно-коммуникационных технологий и желания их применять в образовательном процессе, не обойтись, ИКТ – компетенция педагога – необходимость, продиктованная временем!
Компетентность, с точки зрения энциклопедии, это «наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области».
Если же мы определяем ИКТ-компетентность учителя, то мы должны понимать, что это не только наличие достаточного уровня ИКТ - грамотности, но еще и применение ИКТ в деятельности, для решения профессиональных, социальных и личностных задач, а также, понимание ИКТ, как основы нового в образовании, направленного на развитие учащихся, как субъектов современного информационного общества, способных к созданию знаний, умеющих оперировать информацией для получения результата.
ИКТ – компетентность учителя регламентируется и на государственном уровне, в частности, в «Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих» есть соответствующие требования:
«Педагогический работник должен обладать информационной компетентностью – качеством действий, обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям, формулировку учебной проблемы различными информационно-коммуникативными способами, квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач, использование автоматизированных рабочих мест учителя в образовательном процессе; регулярная самостоятельная познавательная деятельность, готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности, использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, ведение школьной документации на электронных носителях».
Как показывает практика, не все современные педагоги владеют ИКТ - компетентностью, и это обусловлено целым рядом объективных причин:
• Не все учителя психологически готовы к использованию ИКТ в образовательном процессе, особо при этом приходится отметить педагогов в возрасте, особенно тех, чей профиль преподавания далек от информационных технологий.
• Низкий уровень владения программными средствами для создания собственных электронных средств обучения (презентаций, электронных учебников, тренажеров и т.д.), т. е. приходится признать, что большой процент педагогов получил в свое время документ об окончании курсов по ИКТ достаточно формально.
• Недостаточное количество электронных средств, и, зачастую, недостаточное техническое оснащение учебных учреждений, способных адекватно решать педагогические задачи учителя.
• Отсутствие четких методических рекомендаций по использованию и внедрения в современные образовательные программы имеющихся на отечественном рынке электронных средств обучения.
• Недостаток времени у учителя для создания собственного электронного дидактического материала, а также для изучения, разработки и внедрения новых компьютерных методик обучения, образовавшийся в результате большой загруженности педагога.
Стоит заметить, что, при решении этих проблем, прежде всего, необходимо решить вопрос с достаточно массовой ИКТ – неграмотностью современных педагогических кадров. Очевидным становится то, что не стоит вести разговор о повышении ИКТ – компетентности учителя при отсутствии или низком уровне его ИКТ – грамотности. В школах необходимо начать работу с изучения текущего уровня ИКТ - грамотности учителей. В качестве мониторинга можно, например, провести экзамены или опросы в виде тестирования. Результаты такого исследования помогут определить текущий уровень ИКТ - грамотности педагога. И, в дальнейшем, при получении очередной аттестации ему просто придется овладеть необходимыми знаниями и доказать возможность их применения в практической деятельности.
Следующим этапом станет уже повышение ИКТ - компетентности учителя, для этого необходимо создать новую систему повышения квалификации кадров, проведения обучающих и тематических семинаров на различных уровнях, внедрения работы педагогических мастерских и наставничества, создания творческих групп по обобщению передового опыта. Ведь в сфере образования происходят интенсивные процессы формирования новых информационных ресурсов и предоставления новых образовательных сервисов, в том числе, сетевых. Поэтому процесс подготовки учителей к использованию ИКТ не может носить только единовременный и краткосрочный характер (традиционно учителя повышают квалификацию 1 раз в пять лет). Необходимо создать систему регулярной методической поддержки учителей в области применения ИКТ в обучении.
В то же время, необходимо внедрить механизм поощрения педагогов, овладевших на достаточном уровне ИКТ – компетентностями. В настоящее время в условиях введения новой системы оплаты труда у администрации школы появился действенный механизм стимулирования таких педагогов, но мониторинг этих процессов пока не отработан, критерии оценки эффективности работы учителей в этом направлении не определены. Нужно поощрять не тех, кто сумел скачать из Интернета презентацию и продемонстрировать ее, необходим анализ качества электронных материалов, собранных учителем, проведение анкетирования и оценки ИКТ - компетентности и ИКТ - активности педагогов, учет проведения открытых уроков и мероприятий с применением ИКТ.
Резюме: В статье дается определение понятия ИКТ – компетентности учителя, рассказывается о том, как регламентируется это понятие в «Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих», представлены причины, по которым, на взгляд автора, не все педагогические работники владеют этими компетентностями, а так же предлагаются меры по устранению ИКТ - неграмотности педагога и развитию его ИКТ - компетентности.
Оргкомитет- Сообщения : 41
Дата регистрации : 2012-10-11
Откуда : Москва
Re: ИКТ-компетентность и ИКТ-грамотность современного педагога. Осенникова Марина Владимировна
Спасибо за статью, полностью с Вами согласна, что необходимо создать систему регулярной методической поддержки учителей в области применения ИКТ в обучении.
Сомова Ольга Владимировна- Сообщения : 33
Дата регистрации : 2012-10-23
Возраст : 50
Откуда : город Москва
Не стоит изобретать велосипед...
Такие сообщества методической поддержки есть в интернете: Сеть творческих учителей, Сайт информатизации образования МГГУ им. Шолохова, Мастерская дистанционных уроков, Педсовет, Прошколу и т.д. Они замечательно работают, дают возможность каждому педагогу раскрыть свой творческий потенциал и удовлетворить профессиональные амбиции.Сомова Ольга Владимировна пишет:5 баллов.
Спасибо за статью, полностью с Вами согласна, что необходимо создать систему регулярной методической поддержки учителей в области применения ИКТ в обучении.
Re: ИКТ-компетентность и ИКТ-грамотность современного педагога. Осенникова Марина Владимировна
Осенникова М. В.- Сообщения : 2
Дата регистрации : 2012-10-24
Возраст : 54
Откуда : ГБОУ СКОШИ № 17
Re: ИКТ-компетентность и ИКТ-грамотность современного педагога. Осенникова Марина Владимировна
Неграмотность корочки не решают, зато во всех отчетах все будет безупречным, а как на практике волнует только нас с Вами.
Re: ИКТ-компетентность и ИКТ-грамотность современного педагога. Осенникова Марина Владимировна
Осенникова М. В.- Сообщения : 2
Дата регистрации : 2012-10-24
Возраст : 54
Откуда : ГБОУ СКОШИ № 17
Re: ИКТ-компетентность и ИКТ-грамотность современного педагога. Осенникова Марина Владимировна
Согласна с Вами, что проблема ИКТ-компетентности педагогов стоит очень остро.
Фадеева Евгения- Сообщения : 17
Дата регистрации : 2012-10-23
Re: ИКТ-компетентность и ИКТ-грамотность современного педагога. Осенникова Марина Владимировна
Петрова Марина Юрьевна- Сообщения : 32
Дата регистрации : 2012-10-23
Шоакбарова С.И.
Никто еще не отменял принципа материальной заинтересованности работника.
Шоакбарова С.И.- Сообщения : 37
Дата регистрации : 2012-10-23
Откуда : Москва
Re: ИКТ-компетентность и ИКТ-грамотность современного педагога. Осенникова Марина Владимировна
К каждому учителю не приставить специалиста, который будет воплощать его замыслы.
Следовательно, выход один – научиться самим! Можно согласиться с деканом факультета педагогического образования МГУ Н.Розовым, который отмечал: «Мы все прекрасно понимаем, как далеки пока электронные обучающие продукты от идеала. Предстоит пройти долгий путь осмысления, поисков и накопления педагогического опыта, прежде чем компьютерная составляющая образовательного процесса станет равноправным партнером учебнику». Спасибо за статью.
Наира- Сообщения : 3
Дата регистрации : 2012-10-23
Re: ИКТ-компетентность и ИКТ-грамотность современного педагога. Осенникова Марина Владимировна
Бабикова Л.Е.- Сообщения : 30
Дата регистрации : 2012-10-23
Re: ИКТ-компетентность и ИКТ-грамотность современного педагога. Осенникова Марина Владимировна
Спасибо за статью. Согласна с Вами, что ИКТ грамотность для современного педагога очень актуальна.
Гаврилова Н.В.- Сообщения : 27
Дата регистрации : 2012-10-23
» Петрова Марина Юрьевна
» Галкина Галина Владимировна
» Формирование ИКТ-компетентности родителей. Сомова Ольга Владимировна
» Индивидуализация образовательной траектории учащихся с помощью инвормационных технологий. Арифуллина Марина Юрьевна
«Умная школа»— шаг в будущее :: Секция № 3. Обеспечение формирования и развития компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий :: Секция № 3. Обеспечение формирования и развития компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий
|
|