Содержание школьного курса информатики в условиях новых образовательных стандартов. Мирзоев Махмашариф Сайфович

Перейти вниз

Содержание школьного курса информатики в условиях новых образовательных стандартов. Мирзоев Махмашариф Сайфович

Сообщение автор Оргкомитет в Пн Окт 22, 2012 2:51 pm

Содержание школьного курса информатики в условиях новых образовательных стандартов

Мирзоев Махмашариф Сайфович
к.п.н., доцент кафедры математической физики Московского педагогического государственного университета, учитель информатики ГБОУ СОШ 863

В настоящее время школьный общеобразовательный курс информатики развивается динамично. Она наряду с математикой, физикой приобретает фундаментальный характер. В концепции Федеральных государственных общеобразовательных стандартов (ФГОС) второго поколения, информатика представлена как естественнонаучная дисциплина, изучающая закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, а также методы средства и технологии их автоматизации. Данный подход был высказан И.А. Мизиным, Н.Н. Моисеевым, К.К. Колиным и многими другими.
Актуально становится подготовка учащихся к самостоятельной, творческой деятельности. Современные информационно-коммуникационные технологии играют доминирующую роль во внедрении новых федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения в общеобразовательных школах (ФГОС 2 поколения). Образовательно-воспитательный процесс сопровождается применением ресурсов сети Интернет, цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) и т.д. В этих условиях важными задачами школьного курса информатики является развитие логического мышления, формирование информационной культуры, формирование ИКТ – компетенций личности. Это во многом связано с реализацией универсальных учебных действий, характерных для естественнонаучных дисциплин, в том числе информатики. Суть формирования УУД в процессе обучения информатики заключается в обобщенных способах действий, способствующих широкой ориентации учащихся в различных предметных областях и обеспечивающее целостного восприятие окружающего мира. Например, в изучение раздела «Информационные процессы в различных системах», учащиеся используют полученные знаний, умения из других школьных учебных предметов, в том числе математики, физики и т.п.
В Концепции ФГОС второго поколения впервые зафиксирована значимость освоения учащихся не только предметных результатов, но также результатов личностного и метапредметного характера. В ней более значимой становится деятельностная составляющая, поскольку именно в деятельности формируются как предметные, так метапредметные и личностные результаты. [1], [2], [3].
Содержание общеобразовательный курс информатики включает три аспекта:
• алгоритмическое и технологическое;
• естественнонаучное;
• метапредметное.
В рамках алгоритмического и технологического направления информатики рассматриваются изучение, исследование различных алгоритмов, исчисления, программ. Особое внимание уделяется следующим темам: понятию алгоритма; решению алгоритмических задач; решение задач по разработке и выполнению программ в выбранной среде программирования; основы логики и логические основы компьютера; арифметико-логических устройств компьютера; изучению методов и средств математической основы информатики; организации и проведению компьютерного эксперимента; компьютерные сети; защите информации; оценке количественных параметров информационных объектов и процессов и др.
Технология обработки текстовой, графической и звуковой информации; технические приемы записи звуковой и видео информации; композиция и технология обработки данных в электронных таблицах. Технология хранения, поиска и сортировки информации; базы данных; структура базы данных; СУБД; основные объекты СУБД разного вида.
В рамках естественнонаучного направления информатики рассматривается изучение, исследование различных моделей, таких как информационные и математические модели. При этом особое внимание уделяется следующим темам: информационные процессы в реальных ситуациях; информационные процессы в биологических, технических и социальных системах; моделирование как метод научного познания; классификация модели; моделирование и формализация; математические модели; этапы построения математических моделей; информационные модели; компьютерное моделирование; имитационно-компьютерные модели; моделирование структуры и поведения объектов и процессов из различных предметных областей с использованием типовых средств (таблиц, графов, диаграмм, формул, программ, структур данных и пр.) и т.д.
Информационные системы: Определение понятия системы и сущность системного подхода; системный анализ как метод научного познания; автоматизированные информационные системы; системы искусственного интеллекта и т.д.
В рамках метапредметного направления информатики рассматривается освоение социальной информатики; использование методов и средств информатики для моделирования объектов, явлений, процессов из различных предметных областей; формализация и структурирование информации; применение компьютерного эксперимента при исследовании различных объектов, явлений и процессов; методика использования средства ИКТ для решения задач из разных сфер деятельности; технология выбора источника информации (средства массовой, электронные базы данных, информационные телекоммуникационные системы, интернет, словари, справочники, энциклопедии и др.) как необходимое условие для решения задачи и др.
Выше представленная автором трехкомпонентная модель школьного курса информатики в целом реализует цели и задачи школьного курса информатики в рамках ФГОС второго поколения.

Аннотация – В работе излагается содержание школьного курса информатики в условиях реализации ФГОС второго поколения, обеспечивающим формирование информационным, общекультурным компетенциям учащихся.
Литература
1. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования : проект /[РАО]; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008. - 36 с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-019046-6.
2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя /[А.Г. Асмолов [и др.]]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 152 с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-019148-7.
3. Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект/ под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2009. - 44 с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-019139-5.
avatar
Оргкомитет

Сообщения : 41
Дата регистрации : 2012-10-11
Откуда : Москва

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Содержание школьного курса информатики в условиях новых образовательных стандартов. Мирзоев Махмашариф Сайфович

Сообщение автор Сомова Ольга Владимировна в Чт Окт 25, 2012 11:52 am

5 баллов.
С интересом прочитала Вашу статью! Очень жаль, что в начальной школе информатики почти нет, а если и есть, то этот предмет преподается на очень низком уровне!
avatar
Сомова Ольга Владимировна

Сообщения : 33
Дата регистрации : 2012-10-23
Возраст : 44
Откуда : город Москва

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Содержание школьного курса информатики в условиях новых образовательных стандартов. Мирзоев Махмашариф Сайфович

Сообщение автор Петрова Марина Юрьевна в Сб Окт 27, 2012 4:06 am

5 баллов.
Спасибо за статью. К сожалению, информатика как предмет с ведением новых стандартов уменьшается в школьной программе, а ИКТ-технологии интегрируются в другие предметы.
avatar
Петрова Марина Юрьевна

Сообщения : 32
Дата регистрации : 2012-10-23

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Шоакбарова С.И.

Сообщение автор Шоакбарова С.И. в Сб Окт 27, 2012 7:34 am

5 баллов. На мой взгляд, наиболее значимым в данном вопросе является именно личностный аспект. Вы успешно работаете в этом направлении .Спасибо.
avatar
Шоакбарова С.И.

Сообщения : 37
Дата регистрации : 2012-10-23
Откуда : Москва

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Содержание школьного курса информатики в условиях новых образовательных стандартов. Мирзоев Махмашариф Сайфович

Сообщение автор Бабикова Л.Е. в Пн Окт 29, 2012 4:32 pm

5 баллов.Спасибо. Очень бы хотелось, чтобы информатика преподавалась в школе на высоком уровне.
avatar
Бабикова Л.Е.

Сообщения : 30
Дата регистрации : 2012-10-23

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Содержание школьного курса информатики в условиях новых образовательных стандартов. Мирзоев Махмашариф Сайфович

Сообщение автор Гаврилова Н.В. в Вс Ноя 04, 2012 7:36 pm

5 баллов.
Спасибо за статью. Я с Вами согласна, что информатика на данном этапе развития школы очень важна.
avatar
Гаврилова Н.В.

Сообщения : 27
Дата регистрации : 2012-10-23

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Содержание школьного курса информатики в условиях новых образовательных стандартов. Мирзоев Махмашариф Сайфович

Сообщение автор Спонсируемый контент


Спонсируемый контент


Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения