Содержание школьного курса информатики в условиях новых образовательных стандартов. Мирзоев Махмашариф Сайфович
«Умная школа»— шаг в будущее :: Секция № 3. Обеспечение формирования и развития компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий :: Секция № 3. Обеспечение формирования и развития компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий
Содержание школьного курса информатики в условиях новых образовательных стандартов. Мирзоев Махмашариф Сайфович
Мирзоев Махмашариф Сайфович
В настоящее время школьный общеобразовательный курс информатики развивается динамично. Она наряду с математикой, физикой приобретает фундаментальный характер. В концепции Федеральных государственных общеобразовательных стандартов (ФГОС) второго поколения, информатика представлена как естественнонаучная дисциплина, изучающая закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, а также методы средства и технологии их автоматизации. Данный подход был высказан И.А. Мизиным, Н.Н. Моисеевым, К.К. Колиным и многими другими.
Актуально становится подготовка учащихся к самостоятельной, творческой деятельности. Современные информационно-коммуникационные технологии играют доминирующую роль во внедрении новых федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения в общеобразовательных школах (ФГОС 2 поколения). Образовательно-воспитательный процесс сопровождается применением ресурсов сети Интернет, цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) и т.д. В этих условиях важными задачами школьного курса информатики является развитие логического мышления, формирование информационной культуры, формирование ИКТ – компетенций личности. Это во многом связано с реализацией универсальных учебных действий, характерных для естественнонаучных дисциплин, в том числе информатики. Суть формирования УУД в процессе обучения информатики заключается в обобщенных способах действий, способствующих широкой ориентации учащихся в различных предметных областях и обеспечивающее целостного восприятие окружающего мира. Например, в изучение раздела «Информационные процессы в различных системах», учащиеся используют полученные знаний, умения из других школьных учебных предметов, в том числе математики, физики и т.п.
В Концепции ФГОС второго поколения впервые зафиксирована значимость освоения учащихся не только предметных результатов, но также результатов личностного и метапредметного характера. В ней более значимой становится деятельностная составляющая, поскольку именно в деятельности формируются как предметные, так метапредметные и личностные результаты. [1], [2], [3].
Содержание общеобразовательный курс информатики включает три аспекта:
• алгоритмическое и технологическое;
• естественнонаучное;
• метапредметное.
В рамках алгоритмического и технологического направления информатики рассматриваются изучение, исследование различных алгоритмов, исчисления, программ. Особое внимание уделяется следующим темам: понятию алгоритма; решению алгоритмических задач; решение задач по разработке и выполнению программ в выбранной среде программирования; основы логики и логические основы компьютера; арифметико-логических устройств компьютера; изучению методов и средств математической основы информатики; организации и проведению компьютерного эксперимента; компьютерные сети; защите информации; оценке количественных параметров информационных объектов и процессов и др.
Технология обработки текстовой, графической и звуковой информации; технические приемы записи звуковой и видео информации; композиция и технология обработки данных в электронных таблицах. Технология хранения, поиска и сортировки информации; базы данных; структура базы данных; СУБД; основные объекты СУБД разного вида.
В рамках естественнонаучного направления информатики рассматривается изучение, исследование различных моделей, таких как информационные и математические модели. При этом особое внимание уделяется следующим темам: информационные процессы в реальных ситуациях; информационные процессы в биологических, технических и социальных системах; моделирование как метод научного познания; классификация модели; моделирование и формализация; математические модели; этапы построения математических моделей; информационные модели; компьютерное моделирование; имитационно-компьютерные модели; моделирование структуры и поведения объектов и процессов из различных предметных областей с использованием типовых средств (таблиц, графов, диаграмм, формул, программ, структур данных и пр.) и т.д.
Информационные системы: Определение понятия системы и сущность системного подхода; системный анализ как метод научного познания; автоматизированные информационные системы; системы искусственного интеллекта и т.д.
В рамках метапредметного направления информатики рассматривается освоение социальной информатики; использование методов и средств информатики для моделирования объектов, явлений, процессов из различных предметных областей; формализация и структурирование информации; применение компьютерного эксперимента при исследовании различных объектов, явлений и процессов; методика использования средства ИКТ для решения задач из разных сфер деятельности; технология выбора источника информации (средства массовой, электронные базы данных, информационные телекоммуникационные системы, интернет, словари, справочники, энциклопедии и др.) как необходимое условие для решения задачи и др.
Выше представленная автором трехкомпонентная модель школьного курса информатики в целом реализует цели и задачи школьного курса информатики в рамках ФГОС второго поколения.
Аннотация – В работе излагается содержание школьного курса информатики в условиях реализации ФГОС второго поколения, обеспечивающим формирование информационным, общекультурным компетенциям учащихся.
Литература
1. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования : проект /[РАО]; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008. - 36 с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-019046-6.
2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя /[А.Г. Асмолов [и др.]]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 152 с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-019148-7.
3. Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект/ под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2009. - 44 с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-019139-5.
Оргкомитет- Сообщения : 41
Дата регистрации : 2012-10-11
Откуда : Москва
Re: Содержание школьного курса информатики в условиях новых образовательных стандартов. Мирзоев Махмашариф Сайфович
С интересом прочитала Вашу статью! Очень жаль, что в начальной школе информатики почти нет, а если и есть, то этот предмет преподается на очень низком уровне!
Сомова Ольга Владимировна- Сообщения : 33
Дата регистрации : 2012-10-23
Возраст : 50
Откуда : город Москва
Re: Содержание школьного курса информатики в условиях новых образовательных стандартов. Мирзоев Махмашариф Сайфович
Спасибо за статью. К сожалению, информатика как предмет с ведением новых стандартов уменьшается в школьной программе, а ИКТ-технологии интегрируются в другие предметы.
Петрова Марина Юрьевна- Сообщения : 32
Дата регистрации : 2012-10-23
Шоакбарова С.И.
Шоакбарова С.И.- Сообщения : 37
Дата регистрации : 2012-10-23
Откуда : Москва
Re: Содержание школьного курса информатики в условиях новых образовательных стандартов. Мирзоев Махмашариф Сайфович
Бабикова Л.Е.- Сообщения : 30
Дата регистрации : 2012-10-23
Re: Содержание школьного курса информатики в условиях новых образовательных стандартов. Мирзоев Махмашариф Сайфович
Спасибо за статью. Я с Вами согласна, что информатика на данном этапе развития школы очень важна.
Гаврилова Н.В.- Сообщения : 27
Дата регистрации : 2012-10-23
» Вебинар "Опыт применения аудиотехнологий в образовательных учреждениях"
» Использование цифровых образовательных ресурсов во внеурочное время. Гаврилова Наталья Владимировна
» Применение цифровых образовательных ресурсов на уроках физики. Пиняева Татьяна Викторовна
» Опыт применения аудиотехнологий в образовательных учреждениях юго-востока г. Москвы. Евгений Анатольевич Лунев
«Умная школа»— шаг в будущее :: Секция № 3. Обеспечение формирования и развития компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий :: Секция № 3. Обеспечение формирования и развития компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий
|
|